Андеграундные рок-места Ленинграда и Питера


Вот уже несколько десятилетий Санкт-Петербург считается местом притяжения неформальных и творческих личностей. Именно здесь рождалась рок-музыка во времена СССР, а город был главным рупором музыкальных течений — от новой волны до панка и зарождающейся тяжелой музыки. Музыканты из других городов сотнями стягивались в Ленинград. Многие просто гостили, другие связали жизнь и творчество с Северной столицей. Влиял ли на это особый архитектурный колорит, близость к Прибалтике, некие социальные послабления и «закрывание глаз» на молодежные шалости — неясно, да и выяснять это наверно ни к чему. Хотя, например, у Константина Кинчева есть свое видение по этому вопросу:

Со всей земли
Из гнезд насиженных,
От Колымы
До моря Чёрного
Слетались птицы на болота
В место гиблое.
На кой-туда вело —
Бог, леший ведает,
Но исстари
Тянулись косяки
К гранитным рекам
В небо-олово.

Факт остается фактом: в городе присутствуют «места силы», которые будто притягивают к себе неординарных личностей, и сегодня мы приглашаем вас прогуляться по самым известным из них.

Ленинградский рок-клуб

Санкт-Петербург, колокольный звон,
На Рубинштейна 13 я был второй раз рождён.
И если Бог дал тебе талант писать на стенах в сортире,
В Питере ты художник в андеграундом стиле.

На улице, названной в честь Антона Рубинштейна, в доме номер 13 в наше время располагается детский музыкальный театр «Зазеркалье». Сегодня здесь можно увидеть классику — «Дюймовочку» и «Крошечку-хаврошечку». Однако 30 лет назад фанаты группы «ДДТ» и «Алисы» пытались проникнуть в здание по водосточным трубам — лишь бы увидеть своих кумиров. В 80-е и 90-е внутренний двор дома 13 был настолько переполнен, что пройти было практически невозможно. Очереди фанатов начинались уже у магазина «Соловьевский» на углу Рубинштейна и Невского проспекта.

Каждый рок-музыкант мечтал выступить в Ленинградском рок-клубе. Но что было до этого? Где зародился российский рок? Это были скученные коммуналки, заброшенные гаражи и дачи, в эпоху культурной и политической застоев. Те, кто создавал рок-музыку, чаще всего начинали свой день в кафе «Сайгон», обедали портвейном на ступенях Михайловского или Инженерного замка, а вечером собирались на домашних концертах. В начале 70-х Борис Гребенщиков и Майк Науменко встретились на одной из таких встреч и стали сподвижниками мощного рок-движения. Они были иконами своего времени, самопровозглашенными звездами рока. Все, что они делали, было смелым и отчасти бросающим вызов обществу. Лидеры групп «Аквариум» и «Зоопарк» переносили западные идеи и мелодии сквозь железный занавес. Постепенно к этой компании присоединились другие музыканты и авантюристы со всей страны. Через десять лет эта армия единомышленников собралась под крышей Межсоюзного дома самодеятельного творчества. Рок-клуб открылся в 1981 году под названием «Клуб популярной музыки». На его открытии выступили «Алиса», «Пикник», «Мифы» и «Зеркало». Именно тогда отчетливо зазвучало слово «рок». Когда Александр Семенов объявил о создании рок-клуба, люди даже подумали, что их арестуют. В зале были даже специальные VIP-места для представителей КПСС и комсомола.

Дом 13 на улице Рубинштейна был единственным местом в стране, где официально можно было собираться музыкантам и играть рок. До этого времени для выступлений нужно было иметь статус при лен-концерте или в филармонии. Борис Гребенщиков и Майк Науменко сделали настоящую культурную революцию: они устраивали домашние концерты, записывали свои альбомы на магнитофон и распространяли их среди фанатов. Борис Гребенщиков познакомил поклонников и друзей с произведениями Толкиена, а Майк Науменко — первым перевел на русский язык книгу о чайке по имени Джонатан Ливингстон. Они зажгли в людях интерес к английскому языку и поэзии аборигенов. Эти два человека стали истинными учителями своего времени, но главное — они добились того, чтобы власти легализовали рок-концерты. На каждом концерте в зале на 550 мест всегда был аншлаг. Вход на концерты был по пригласительным, поклонникам приходилось надеяться на спекулянтов. Концерты проходили примерно раз в два месяца, а фестивали — раз в год. Они продолжались 3–4 дня, в них участвовали до 15 групп. С момента открытия рок-клуба запрещенная музыка стала главным направлением, а Юрий Шевчук и Виктор Цой — голосами поколения. В рок-клубе начали свои карьеры группы «Телевизор» и «Ноль». Это было время расцвета «Алисы», «ДДТ» и «Аквариума».

После гибели Виктора Цоя в 1990 году интерес к дому номер 13 по улице Рубинштейна начал угасать. Здесь еще некоторое время выступали новые группы, но затем здание было передано театру «Зазеркалье».

«Казань»

Если спросить случайного прохожего о его самом сильном впечатлении от Петербурга, многие, вероятно, начнут описывать с теплой ностальгией тот день, когда они впервые вышли из вестибюля метро на станции Грибоедова канала и увидели перед собой величественный Казанский кафедральный собор. Возведенный архитектором Воронихиным в начале XIX века он стал символом русской воинской славы, одним из важнейших храмов города. В 1813 году здесь был похоронен великий полководец Михаил Кутузов. В стенах собора хранятся ключи от взятых им городов, другие военные трофеи и, конечно же, известная икона Казанской Божьей Матери, которая дала собору его второе название.

Парадоксально, но в 1930-х годах собор был превращен в музей истории религии и атеизма, и только в 2000 году вернулся к Русской православной церкви. Соседнюю улицу, остров вдоль Теневой и мост на пересечении Невского и канала Грибоедова, также назвали в честь Казанского собора.

Официальная история заканчивается здесь, и начинается история «Казани». Так называли собор и его окружение ленинградские хиппи. В начале 80-х годов они часто собирались на ступенях архитектурного объекта и на прилегающей поляне. Неформалы отдыхали в тени колонн и погружались в атмосферу рок-н-ролла и ампира. В зимнее время молодежь перемещалась на теплые трубы, где можно было укрыться от холода и с комфортом, если так это можно охарактеризовать, провести время вместе. Атмосфера хорошо передана в песне "Хиппаны" группы "ДДТ".

«Катькин сад»

В народе Екатерининский сад прозвали Катька или Печатка, и это далеко не самые необычные прозвища. С Екатерининским садом, в который легко попасть с Невского проспекта, связано немало интересных историй. В начале 1930-х годов партийные органы планировали снять с пьедестала статую Екатерины II и заменить ее фигурой Ленина с характерным вытянутым рукой, а в 90-е годы с бронзовой груди императрицы исчезли, казалось бы, неподъемные цепь и орден. Впрочем, в последний раз воры были пойманы, и в 2003 году тяжелые украшения вернулись к своей владелице.

Время внесло в атмосферу «Катькиного сада» свои коррективы. Сегодня у его ограды собираются невостребованные художники, стремящиеся продать свои работы или нарисовать портреты проходящих туристов. Некоторые из них творят действительно впечатляющие произведения. Другие — просто карикатуристы без особых талантов, так что не удивляйтесь, если ваше лицо на картине будет непохоже на вас. Рядом с входом в сад вы, возможно, встретите наряженных в костюмы Екатерины II актрис. Они могут предложить вам сфотографироваться за деньги.

Летом на площади Островского проходит ежегодный молочный фестиваль, также известный как праздник мороженого. Зимой здесь устраивают рождественскую ярмарку. С середины декабря до Рождества вы можете приобрести на местном базаре новогодние украшения, вязаные носки, ручные подарки,

«Гастрит»

На перекрестке Невского и Рубинштейна ныне стоит кафе «Вкусно и точка», а до недавнего времени здесь располагалось кафе под названием «Автомат», где часто собирались молодые люди. Жители города называли его «Гастрит». Это было просторное и доступное место, идеальное для вечно молодых и веселых. Здесь не продавали алкоголь официально, и любые попытки устроить импровизированный бар строго пресекались. Зато в «Гастрите» можно было отведать вкусную и недорогую солянку, пользовались популярностью сосиски с тушеной капустой.

Кинотеатр «Титан»

Практически каждый житель Петербурга и многие гости Северной столицы, приезжающие в город не в первый раз, знают, где расположен ресторан Палкин. Некоторым даже известна его удивительная история. Говорят, здесь часто обедали известные литераторы Фёдор Достоевский и Антон Чехов, композитор Пётр Чайковский и поэт Александр Блок. Только в начале 2000-х ресторан вновь открыл свои двери для посетителей. Предыдущие 80 лет здесь по очереди располагались типография, проводились секретные заседания газеты «Новая жизнь» под руководством Владимира Ленина. Потом появился кинотеатр «Титан», который показывал исторические фильмы. После окончания техникума сюда устроился киномехаником Олег Гаркуша. Он подрабатывал в кинотеатре «Современник» и занимался звуком в группе «Аукцион». Однажды, читая свои стихи в микрофон, его услышал Леонид Федоров и пригласил в группу. Гаркуша стал известен всем поклонникам «Аукциона». С появлением Олега группа стала собирать полные залы. После закрытия кинотеатра «Титан» и до появления ресторана Палкин в здании располагалось казино.

«Сайгон»

Раньше на Невском проспекте в доме 49 располагалось кафе «Сайгон» — место, куда приезжали знаменитости, а посетители часто устраивали скандалы. В настоящее время на месте «Сайгона» находится отель Reddison Sass Royal. Гостей здесь встречают приветливые швейцары, а в номерах ждут комфортные кровати с отутюженными простынями. Предлагаем вам ненадолго окунуться в прошлое и узнать, чем был так знаменит «Сайгон» в прежние годы.

Посетители кафе редко заказывали еду, предпочитая кофе с кодовым названием «маленький двойной». В то время кофе был дефицитом, и на прилавках магазинов можно было найти лишь цикориевый напиток, а в кафетериях кофе часто делали сильно разбавленным. Завсегдатаи «Сайгона» просили, чтобы им наливали воды как для маленькой порции, а кофейных зерен смалывали как для большой. Так и появился «маленький двойной» кофе. Змеевидные очереди выстраивались за этим бодрящим напитком, но были периоды, когда кофе вообще не подавали. Владельцы заведения придумывали различные оправдания: то дефицит, то сломанные кофеварки. Тогда в меню оставался лишь чай. Потому хитрая молодежь придумала новый напиток — «семерной», требуя семь порций чая на одну чашку кипятка. Администрация пыталась бороться с этим, заливая чай еле теплой водой, чтобы он хуже заваривался. Чайная эпопея продолжалась недолго, но осталась в памяти постоянных посетителей.

Интересно, что сначала кафе не имело названия, потом его стали именовать «Подмосковным», так как оно было при ресторане «Москва», а затем, во время войны во Вьетнаме, оно получило имя «Сайгон». Один из американцев, посетивший это место, назвал его самым грязным в Восточной Европе. Данная критика обоснована, ведь тут собирались художники, хиппи, музыканты, поэты, фарцовщики и нечистые на руку дельцы. Здесь часто случались драки, кого-то арестовывали за дебош, кто-то не проходил «фейс контроль». Джинсы, обрезанные галстуки, авиаторские очки и хайратники не приветствовались. Молодежь прятала длинные волосы под головными уборами. Несмотря на внимание милиции, сюда заходили Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Евгений Рейн, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Шемякин. Здесь выступали Борис Гребенщиков, Майк Науменко, а потом Александр Башлачев, Виктор Цой, который даже посвятил несколько строк своих песен «Сайгону»:

  • Песня «Ночь»: «И кофе в известном кафе согреет меня».
  • Песня «Я иду по улице»: «И я зайду в кафе и выпью чашку кофе». В записи с одного из квартирников Виктор заменил слово «кафе» на «Сайгон».

👉 Другие упоминания в музыке:

  • Аквариум: Песни «Будь для меня как банка», «Прощание с „Аббатской дорогой“» и «Герои».
  • ДДТ: Песни «Они играют жёсткий рок (монолог в Сайгоне)», «Обдолбанный Вася».
  • Зоопарк: Песня «сТрах в твоих глазах».
  • Ноль: Песня «Школа жизни».
  • Умка: Песни «В Питере стрёмно» и «Маленький двойной».
  • Чайф: Песня «В городе трёх революций».

В «Сайгоне» можно было встретить Константина Кинчева, Юрия Шевчука, музыкантов группы «Ноль» и «Аукцион», Сергея Курехина и Шнура из группы «Ленинград». "Сайгон" можно увидеть в фильме "Взломщик", где было снято несколько сцен неформальной тусовки на улице. В 1989 году кафе закрыли. Одно время на его месте располагался магазин дорогой итальянской сантехники с золотым унитазом на витрине, потом его сменил магазин аудиоаппаратуры. В 2001 году дом номер 49 стал гостиницей. Сегодня о легендарном «Сайгоне» напоминает только мемориальная табличка в баре-отеле.

Перекресток — Бродвей

Пересечение Невского, Литейного и Владимирского проспектов всегда привлекало модных людей и туристов. В прошлом здесь царила атмосфера настоящего Бродвея: здесь были бары, кинотеатры, рюмочные и даже котлетные! По улицам гуляли яркие стиляги, в том числе знаменитые Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Михаил Барышников и Сергей Довлатов. Сергей Донатович был известен своей страстью к спиртным напиткам. Иногда его встречали полураздетого — летом в халате, зимой в пальто без рубашки, когда он выбегал из дома на улице Рубинштейна, чтобы встретить свою первую жену Асю и друзей из издательства. В ресторане «Волхов» и баре «Жигули» Довлатова знали не только как литератора, но и как завсегдатая, которого часто окружали хиппи и неформалы, приходившие со всех концов Петербурга — от «Сайгона» до «Гастрита».

Кафе «Эльф»

На перекрестке улицы Стремянной и Дмитровского переулка в 80-е годы прошлого века стояло кафе под названием «Эльф». В ленинградском андеграунде его считали главным местом для дебатов и споров. Когда известный клуб «Сайгон» был закрыт на ремонт, все споры и бурные обсуждения перекочевали в «Эльфа». Сегодня это обычное кафе с новой аудиторией и иным названием. Раньше же здесь собирались студенты и представители альтернативной культуры. Тут можно было встретить Виктора Цоя и Александра Башлачева, увидеть на скамейке Янку Дягелеву, послушать выступления Бориса Гребенщикова и выпить хороший кофе.

Смежный парк получил прозвище «Эльфийский». Здесь часто бродили уставшие хиппи, ищущие приют в треугольнике между «Сайгоном», «Эльфом» и «Гастритом». Многие из них в теплое время года засыпали прямо на траве. Сейчас на месте «Эльфа» стоит столб с разноцветными указателями. На них знакомые нам названия — «Сайгон», «Гастрит», «Ротонда» и другие. Есть и надписи, вызывающие вопросы, — например, «труба» и «климат». Старожилы рассказывают, что трубой раньше называли пешеходный переход за Екатерининским сквером, где играли молодые музыканты, которые еще не успели добраться до статуса рок-героев. Под «климатом» имелся в виду вестибюль метро «Невский проспект», где, благодаря хитрой вентиляционной системе, можно было согреться в любую морозную погоду.

«Кастл-рок»

Если пройти во двор дома номер 47 на Лиговке, через дорогу от Московского вокзала, можно попасть на «территорию рока» — «Кастл-рока». Два полуподвальных помещения, украшенные горбатыми металлическими козырьками, на самом деле являются старейшим и самым крупным рок-магазином в России. Это не просто место для встреч и автограф-сессий идолов нескольких поколений, это убежище для всех меломанов, для которых рок-музыка — не просто модное музыкальное направление, а стиль жизни. В «Кастл-роке» можно найти всё — от куртки-косухи и тяжелых гриндерсов, до детских слюнявчиков в стиле металл.

Магазин гордится тем, что не только отечественные, но и западные рок-звезды, включая Яна Гиллана и Мерлина Мэнсона, заходили сюда за покупками. В магазине есть мини-музей с косухой Князи и легендарным плащом Горшка из "Короля и Шута". Рядом с магазином дома с множеством граффити, но самое масштабное — с Константином Кинчевым. Портрет на стене граффитисты обновляют раз в несколько лет.

Арт-центр на Пушкинской, 10

На улице Пушкинской, в доме 10, рядом с культовым «Кастл-роком», находится арт-центр с таким же названием. Вряд ли в культурной столице обнаружится место, столь же андеграундное, как этот арт-центр. Здесь молодые искусствоведы и старые хиппи-философы собираются для разного рода дискуссий под бокальчик вина или стаканчик кофе. Стены арт-центра насквозь пропитаны запахами табака и вина. История андеграундного местечка началась в конце 80-х, когда группа молодых неформалов, музыкантов, фотографов и художников самовольно заселила пустующий дом, ждущий ремонта. Со временем молодежь добилась права использовать это помещение и зарегистрировала его как товарищество «Свободная культура». На Пушкинской в доме 10 работали и жили не только известные художники, но и музыканты из «ДДТ», «Юпитера» и «Аквариума». Борис Гребенщиков записал здесь двенадцать альбомов и даже назвал один из них в честь арт-центра.

Сегодня «Пушкинская-10» — одна из главных неформальных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Гости арт-центра могут посещать выставки и концерты, побывать на улице Джона Леннона, полюбоваться на колоритные граффити художников из разных стран, увидеть необычные барельефы и инсталляции на лестницах и в коридорах Дома.

Улица Леннона

На перекрестке с Пушкинской 10 находится улица, названная в честь знаменитого музыканта, одного из битлов Джона Леннона. Свое неофициальное название улица, которой нет на карте, получила благодаря фанату группы «The Beatles» Коле Васину. владелец альбома Джона Леннона с именным автографом. Получив в детстве альбом Джонна Леннона с автографом, в ответ на свое письмо, он решил жить на улице, названной в честь Леннона. Он пытался убедить местных чиновников изменить название улицы Марата, но безуспешно. Не так давно Коля самостоятельно установил на доме табличку, указав направление на небо, что отчасти снимает правовой вопрос.

Улица Джона Леннона
Улица Джона Леннона
Улица Джона Леннона
Улица Джона Леннона

Каждую пятницу Коля Васин, принимает всех желающих на «своей» улице и делится коллекцией, посвященной любимой группе. На один из дней рождения Джона Леннона скульптор Макраусов украсил арку дома барельефом с изображением ливерпульской четверки. Недавно на стене рядом появилась желтая подлодка в память о первой коммуне-хиппи, названной аналогично. Рядом с этими символами стоят бронзовый бюст Пушкина, установленный еще в 19 веке. На первый взгляд сочетание странное, но, если приглядеться, довольно органичное.

Ротонда на Гороховой

Само здание доходного дома А. Ф. Евментьева или, как его называют неформалы, дома с ротондой — абсолютно незаметно, и найти его с первого раза на углу Гороховой улицы и реки Фонтанки — задача непростая. Обычно дверь парадной в доме закрыта. Можно позвонить консьержу по указанному на двери номеру, и он вам откроет и, при желании, даже проведет небольшую экскурсию. Полюбоваться на ротонду определенно стоит — внутри обычной парадной возникает круглая беседка с колоннами, вокруг которой извивается металлическая лестница. Автор столь необычного интерьера до сих пор не известен.

Ротонда
Ротонда
Ротонда
Ротонда
Ротонда
Ротонда

Ротонда на Гороховой стала объектом множества слухов: здесь, якобы, проводились масонские обряды и, по легенде, бывал Григорий Распутин. В70-80-х годах прошлого века здесь звучала музыка Ленинградского андеграунда. Круглая форма помещения способствовала уникальной акустике. По слухам, здесь выступали Константин Кинчев, Борис Гребенщиков и Виктор Цой. Это место уже давно стало местом притяжения для неформалов, да и простые обыватели, приезжающие в Питер не первый раз, хотят познакомиться с атмосферой необычного места.

Пять углов

Пять углов
Пять углов

Перекресток с 5-ю направлениями, образующий пересечение Загородного проспекта с улицами Ломоносова, Разъезжей и Рубинштейна, существует с середины 18-го века.

Данный перекресток фигурирует в песнях Высоцкого, Чижа, Кинчева, Скляра, Ромы Зверя и Гарри Топора. Несмотря на это, многие его просто не замечают и проходят мимо, ошалев от активного движения и людских толп на ул. Рубенштейна, особенно в ночное время.

Здесь можно просто постоять, наблюдая за движением и уличной жизнью, ощущая свое присутствие на месте, оставившем большой культурный отпечаток в музыке. А можно полюбоваться на дом с башенкой, в котором жили дочь Корнея Чуковского и Матвей Бронштейн, у которого в гостях часто бывала Анна Ахматова.

Камчатка

Расположен клуб-котельная «Камчатка» в пешей доступности от метро Спортивная, на улице Блохина, 15. Здесь с 1986 по 1988 годы работал кочегаром Виктор Цой, лидер группы «Кино». Котельная оставила след в творчестве Цоя в виде одноименной песни и альбома «Начальник Камчатки».

Котельная Камчатка
Котельная Камчатка
Котельная Камчатка
Котельная Камчатка
Котельная Камчатка
Котельная Камчатка
Котельная Камчатка

Сегодня клуб-котельная стала своеобразным музеем и рок-клубом, где проводятся концерты, в том числе посвященные творчеству Виктора Цоя. В дневное время котельная открыта как музей, посетить который можно бесплатно. Весь интерьер клуба украшен вырезками из газет с интервью Цоя, Башлачева и других музыкантов, фотографиями и семейными архивами. В экспозиции представлены личные вещи Цоя, включая гитару, рисунки и даже саму угольную печь, стоящую в центре зала.

Сам клуб представляет собой небольшой зал с барной стойкой, где продают пиво, орешки и сувениры, а также с несколькими рядами скамеек и деревянным столом. Вечером здесь проходят концерты рок-музыки. На сайте клуба можно ознакомиться с афишей. Стоимость билетов обычно составляет от 300 до 600 рублей, в зависимости от исполнителя.

Количество мест в помещении ограничено. В выходные и праздники сюда лучше приходить заранее.


Поиск по сайту

Please publish modules in offcanvas position.