Где снимали «Москва слезам не верит»?


Фильм «Москва слезам не верит», снятый Владимиром Меньшовым в 1979 году, стал настоящим кинематографическим шедевром и остается таковым по сей день. Завоеванные награды, включая премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1981 году, подтверждают выдающееся значение советской мелодрамы на мировой арене. Секрет популярности кинофильма «Москва слезам не верит» кроется в глубоком эмоциональном воздействии на зрителей — истории любви и жизненных испытаний трех сильных женщин — и в мастерском воссоздании атмосферы столицы 1950-х и 1970-х годов.

Путешествуя по местам съемок культовой советской мелодрамы, вы сможете не только увидеть, где именно разворачивались ключевые сцены фильма, но и узнать множество интересных деталей о том, как Москва 1970-х была «адаптирована» для того, чтобы стать Москвой 1950-х на экране, и какие хитрости использовала для максимальной достоверности съемочная группа.

Москва 1950-х годов

1950-е годы стали эпохой значительных культурных перемен для Москвы. Этот период характеризуется крупномасштабными строительными проектами по созданию монументальных, величественных зданий. Среди них и знаменитые сталинские высотки, также известные как «Сталинские небоскребы». Эти здания не только служили символами власти и мощи Советского Союза, но и отражали амбициозные планы по модернизации столицы.

В 1950-е годы Москва также активно реконструировалась. Старые районы города, в том числе часть Бульварного кольца, подвергались перестройке, уступая места современным зданиям. В то же время появились новые станции метро, которые стали знаковыми для города. Среди них особо выделяется станция метро «Новослободская». Открытая в 1952 году, она стала образцом архитектурного стиля сталинского ампира с характерными витражами, отражающими дух эпохи.

Москва конца 1970-х годов

К началу 1970-х Москва претерпела значительные изменения. В этот период произошла массовая модернизация и перестройка города. Старые районы, которые когда-то были частью исторического центра, начали меняться. Развивались новые жилые комплексы и коммерческие зоны, старые здания часто заменялись новыми постройками.

К концу 1970-х годов столичная архитектура все больше отражала черты позднего советского модернизма. Высотные здания, построенные в предыдущие десятилетия, все еще оставались значимыми, но новые проекты уже начали внедрять более функциональные и стандартизированные подходы к градостроительству. В этот период также активно развивалась инфраструктура, включая транспортные сети и жилые районы, что делало город более современным и удобным для проживания.

Сложности воссоздания исторической Москвы на экране

Когда Владимир Меньшов приступил к съемкам фильма «Москва слезам не верит», ему пришлось столкнуться с непростой задачей: как показать Москву 1950-х годов, снимая фильм в условиях уже измененного города 1970-х. Для воссоздания нужного исторического контекста режиссер и его команда прибегали ко многим хитростям Они снимали в тщательно выбранных локациях, сохранивших элементы старого стиля, и использовали соответствующий реквизит. Например, для сцен на Тверской улице, которую в фильме показали такой, какой она была в 1950-х, потребовалось воссоздание витрин советских магазинов.

Основные съемочные локации

Фильм «Москва слезам не верит» стал знаковым не только благодаря своей захватывающей истории и глубокой драматургии, но и благодаря мастерски выбранным съемочным локациям:

1. Станция метро «Новослободская»

В первой части фильма, когда героиня Людмила Свиридова (Ирина Муравьева) встречается с хоккеистом Сергеем Гуриным (Александр Фатюшин), значимую роль играет станция метро «Новослободская», открытая в 1952 году. Она является ярким примером архитектуры сталинского ампира. Характерные витражи станции, выполненные из стекла, привезенного из Риги, создают особую атмосферу 1950-х годов. После реконструкции, проведенной в начале 2000-х годов, станция «Новослободская» сохранила свой уникальный архитектурный стиль. Место съемок остается доступным для посещения, чем охотно пользуются тысячи туристов и жителей столицы.

2. Тверская улица

Тверская улица, ранее известная как улица Горького, представлена в фильме как место вечернего променада двух подруг, Людмилы и Екатерины. Современная Тверская сохранила своё историческое значение, однако, её облик изменился. В последние десятилетия улица была модернизирована, на ней появилось множество новых зданий, магазинов и ресторанов. Тем не менее, на Тверской все еще можно найти архитектурные элементы и здания, которые были актуальны в советскую эпоху.

3. Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади, известная как «Дом Авиаторов», становится ключевым элементом в сюжете, когда героиня Веры Алентовой — Екатерина — вместе с подругой переезжает в квартиру своих родственников. В фильме используются как внешний облик здания, так и его интерьеры, хотя последние были частично заменены интерьерами другого сталинского высотного здания. Эта высотка, построенная в 1954 году, символизирует статус и успех, которые героини стремятся достичь, и становится важной частью их новой жизни в Москве.

В последние годы на площади провели благоустройство, улучшили инфраструктуру и обновили фасады зданий. Сегодня Кудринская площадь представляет собой оживленный центр с магазинами, кафе и культурными учреждениями.

4. Дом на Котельнической набережной

Интерьеры, представленные в сценах, связанных с высоткой, на самом деле были сняты в доме на Котельнической набережной, одном из «Сталинских небоскребов», построенных в 1952 году. Этот дом — яркий пример архитектуры того времени, символизирующий социалистический модернизм, который был характерен для послевоенного периода. Съемки в этом здании позволили создать необходимую атмосферу для сцен, изображающих жизнь героев в высокостатусных условиях.

Мосфильмовская улица, где жили успешные героини фильма, сохранила своё значение как часть элитного района Москвы. Генеральские дома, построенные в 1970-х годах, остаются престижным жильем. Современная Мосфильмовская продолжает привлекать внимание своей архитектурой и статусом. В последние годы здесь также провели работы по модернизации и улучшению городской инфраструктуры. Вокруг сохранились уютные парки и скверы.

5. Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар — место для одной из самых эмоциональных сцен фильма, когда Екатерина (Вера Алентова) и Рудольф (Юрий Васильев) обсуждают важные жизненные вопросы. Этот бульвар, который был основан в конце 18 века, служит живописным и значимым фоном для драматических событий. Локация была выбрана не случайно — она символизирует как старую Москву, так и личные переживания героев, которые соотносятся с изменениями в городе.

Гоголевский бульвар, где снимались сцены с лавочкой и разговором героев, остаётся одним из самых живописных мест Москвы. После реконструкции, проведенной в 2000-х годах, бульвар стал еще более удобным и привлекательным для прогулок.

6. Родильный дом № 25

Финальная сцена первой части фильма была снята в реальном родильном доме № 25, расположенном на улице Фотиевой. Этот роддом, в реальности открывшийся в 1958 году, стал символом новой жизни для героини Веры Алентовой — красавицы Екатерины. Сегодня медучреждение, сыгравшее важную роль в сценах рождения и выписки Александры — дочери Екатерины, продолжает выполнять свои функции. Хотя здание претерпело некоторые изменения и модернизацию, оно сохраняет свою важную роль в системе здравоохранения города.

7. Библиотека Ленина

В сцене, где героиня Людмила Свиридова ищет потенциального жениха в библиотеке, задействована библиотека Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Монументальное здание подчеркивает интеллектуальный и культурный контекст того времени. Сегодня Ленинка, как называют ее москвичи, продолжает функционировать как крупнейшая библиотека страны и важный культурный центр. Современные изменения коснулись как внутреннего убранства библиотеки, так и её инфраструктуры. Библиотека остается одной из главных достопримечательностей столицы и активно используется как для научных исследований, так и для культурных мероприятий.

8. Кинотеатр на Поварской улице

Один из ярких и запоминающихся эпизодов фильма «Москва слезам не верит» связан с посещением фестиваля французского кино, который проходил в старинном кинотеатре. Этот кинотеатр, расположенный на Поварской улице, стал символом культурной жизни Москвы тех лет. В фильме он изображён как место, где героини, Людмила и Катерина, наслаждаются просмотром французских фильмов и обсуждают свои жизненные планы.

Сцену кинофильма снимали на ступеньках нынешнего Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Этот московский государственный драматический театр, сменивший за многие годы несколько названий, был построен в 1934 году по проекту знаменитых архитекторов братьев Весниных.

9. Курский вокзал

Курский вокзал — важная транспортная артерия Москвы — сыграл значимую роль в «Москва слезам не верит». Именно на этом вокзале героиня Веры Алентовой встречает слесаря Гошу, в исполнении Алексея Баталова. Сцена на вокзале символизирует начало важной романтической линии в фильме и отображает моменты случайных встреч, которые могут изменить жизнь.

Для сцены на Курском вокзале, построенном в 1896 году, режиссёр Владимир Меньшов использовал реальные интерьеры и элементы декора, чтобы создать атмосферу массового и бурного потока пассажиров.

Интересные факты со съемок

  • В метро: Сцена с поездом метро, где Людмила Свиридова (Ирина Муравьева) встречает хоккеиста Гурина, оказалась настоящим испытанием для команды. Из-за путаницы с линиями метро и переименования станций, съемки проводились на разных станциях, что привело к забавным недоразумениям. В одной из сцен, когда героиня читает книгу в вагоне, поезд «приходит» на станцию, которая в то время уже имела другое название, что породило множество обсуждений среди зрителей и критиков.
  • Реконструкция интерьеров: Для воссоздания интерьеров высотки на площади Восстания (Кудринская площадь) и других зданий, команда использовала реальные старинные интерьеры и современное оборудование. А в интерьере одной из квартир декораторам даже пришлось ставить фальшивые обои, чтобы они соответствовали стилистике 1950-х годов.
  • Ирина Муравьева: Актриса, сыгравшая Людмилу Свиридову, часто смешивала рабочие и личные моменты. Например, она шутливо комментировала, что её настоящие поиски жениха были менее драматичными, чем её поиски в фильме.
  • Вера Алентова и сцена на Гоголевском бульваре: В одной из сцен, где Екатерина общается с Рудиком на лавочке, актриса рассказывала, что была окружена группой любопытных зевак. Так актерская игра Веры Алентовой привлекла внимание даже тех, кто случайно оказался в кадре.

Кто, если не…

Режиссёр кинофильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов утвердил свою супругу Веру Алентову на роль Екатерины не сразу. Изначально он рассматривал Маргариту Терехову, потом Ирину Купченко или Наталью Сайко. По разным причинам не подошли на роль и Тамара Сёмина с Валентиной Теличкиной.

На роль Гоши Владимир Меньшов рассматривал Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова, Игоря Охлупина. Виталия Соломина. Но увидев Алексея Баталова в картине «Дорогой мой человек», сразу же отправил сценарий именно этому актеру. Не сразу, но Алексей Баталов дал согласие на участие в съемках фильма.

По сценарию Людмила была эффектной красавицей. На эту роль пробовались Валентина Титова, Жанна Болотова, Людмила Савельева. Приглашал Владимир Меньшов принять участие в съёмках Анастасию Вертинскую и Светлану Крючкову, но актрисы отказались. А вот Ирина Муравьёва, которую режиссер увидел на сцене театра Моссовета, пришла на пробы и получила роль.

Скромную, но обаятельную Тосю тоже выбирали долго. Пробы проходили Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева и другие советские кинозвезды, но убедительнее всех в кадре смотрелась Раиса Рязанова.

Родионом мог стать Олег Видов, Евгений Жариков и Анатолий Васильев, но руководство «Мосфильма» остановилось на кандидатуре красавца Юрия Васильева.

В заключение

Фильм «Москва слезам не верит» не просто запечатлел Москву 1970-х годов, но и оставил глубокий след в культурной памяти города и его жителей. Благодаря умелому использованию реальных московских локаций, кинолента стала своеобразной летописью времени, в котором действуют её герои. Сценарист и режиссер Владимир Меньшов сумел не только создать захватывающую историю, но и сохранить дух эпохи, благодаря чему фильм продолжает находить отклик у зрителей разных поколений.


Поиск по сайту

Please publish modules in offcanvas position.